Приключения ТМ Google
С учетом того что глагол «to google» включен в словарь Merriam-Webster Collegiate Dictionary, говоря «гуглить» люди уже далеко не всегда имеют в виду всемирно известную поисковую систему, а значит, теоретически воспользоваться этим словом для создания домена может каждый. В 2006 году список доменов компании состоял из 520 наименований. Точное число официальных доменов корпорации Google - не разглашается.
Google принадлежит международное портфолио зарегистрированных товарных знаков, в 150 странах мира. Защита ТМ осуществляется через Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Сейчас на рассмотрении в ВОИС находятся дела о доменах Google-bih.com, Google-crnagora.com, Google-hrvatska.com, Google-montenegro.com, Googlesrbija.com, Googlelike.com и других, всего 14 имен.
Справка:
Компания владеет доменами Google.net, Google.fr, Google.org, Google.biz и др. Основной домен Google – Google.com – был зарегистрирован в сентябре 1997 года. А первым доменом Google был Google.stanford.edu (основатели Ларри Пейдж и Сергей Брин тогда учились в Стенфордском университете).По данным 2011 года сервисами компании пользуются люди из 150 стран, и 581 млн пользователей приходит на сайт каждый месяц.
Google – поисковая система №1 в США, Аргентине, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канаде, Франции, Германии, Индии, Италии, Мексике, Испании, Швеции, Великобритании, Северной Ирландии и Швейцарии.
Политика Google по отношению к "дублерам" непримиримая, компания быстро реагирует на появление схожих по написанию доменов и пресекает подобные поползновения:
Googletg.com было зарегистрировано в 2011 году и уже в мае перешло к поисковой системе. Под этим доменом располагался сайт со ссылками на разные товары и услуги. В ВОИС согласились, что имя отличается от основного домена Google, но двух добавленных букв недостаточно, чтобы пользователи не путали сайт под таким доменом с оригиналом. Вдобавок «tg» можно перепутать с национальным доменом государства Того (.TG).
Владелец домена Googleonlinestorage.com из Индии объяснял, что, задумывая свой проект, не знал о политике Google в отношении своего товарного знака. «Никто не ограничивал меня, когда я регистрировал это имя. Я люблю Google, более того – это важная часть моей повседневной жизни». Он рассказал, что постоянно развивал свой портал, там уже зарегистрировано почти 25 тысяч пользователей, при этом ни логотип, ни концепция поискового гиганта в проекте не использовалась. Он акцентировал внимание на уникальном контенте и сервисах, которые там работают, и просил оставить его и его сайт в покое, но имя передали Google.
Администратор домена Googlepride.com не пошел на контакт с Google, но по собственной инициативе сделал на своем сайте вставку, что этот ресурс не имеет никакого отношения к поисковой системе. Представители ВОИС уловили в этом понимание ситуации и подтверждение того, что домен был зарегистрирован в недобросовестных целях. Имя передали Google.
История с доменом Google.by тоже решилась в пользу поисковика. Сайт под этим доменом полностью копировал портал. Суд постановил отменить регистрацию этого домена, в результате чего в январе 2009 года Google смог зарегистрировать доменное имя Google.by.
Некоторые доменовладельцы лишились целого пула доменов, когда Google обратил на них внимание. Владелец Googlegear.com, Googlegear.net, Googlegear.org и Googlebuy.com использовал сайты под этими доменными именами для продажи программного обеспечения, компьютерных устройств и аксессуаров. А одна компания из Австралии потеряла почти три десятка имен, среди которых были Auctiongoogler.com и Adgoogler.com и др.
В Китае на сайте с доменом Gmail.cn расположено крупнейшее в стране интернет-сообщество, насчитывающее, на момент проявления интереса Google к этому домену, 137 миллионов пользователей. Одним из сервисов была электронная почта. С точки зрения Google логотип китайского сайта был схож с логотипом Google Mail по цветовой гамме. Gmail.cn до сих пор радует публику китайскими иероглифами. Но после разбирательства, у компании Gmail.cn постоянные проблемы не только с именами в китайском Интернете, но и с присутствием в стране в целом. Т.к. в 2005 году Google получила лицензию на коммерческую деятельностью на территории Китая и сразу же приобрела два доменных имени в национальном домене CN. За миллион долларов были выкуплены домены Google.com.cn и Google.cn. В 2007 компания стала обладателем короткого имени G.cn.
В Украине Google отстаивал имя Google.ua в споре с компанией "ГОУ ОГЛЕ". Компания не просто купила красивый домен, но и зарегистрировала товарные знаки "Google" и "Go Ogle" по классам 9 (научные приборы, компьютеры, кассовые и счетные машины) и 45 (социальные, охранные услуги, брачные агентства). Прагматичный владелец домена Google.ua тогда также зарегистрировал на себя имена Forbes.ua, Interfax.ua, Fortune.ua, Naftogaz.ua, Stirol.ua и Mittal-Steel.ua. Даже решение суда о передаче домена поисковику было ему не указ и он продолжал делать редирект с этого домена на другой свой сайт.
Дело о домене Google слушали и в Москве. Любитель свободных доменов Денис Гледенов зарегистрировал имя Google.ru еще в 2001 году и разместил на нем сервисы другого сайта и поисковую строку Google. В ноябре 2003 года компания на него подала иск в суд, который установил сходство в наименовании домена и товарного знака Google, а также факт злоупотребления со стороны ответчика. В результате регистрация домена была аннулирована, и домен передан в распоряжение компании. А российская веб-студия "Сёма.ру" получила свидетельство на товарный знак Gmail.ru, чтобы, как они говорили, защитить себя от захвата домена со стороны Google. Под этим доменом сейчас работает почтовый сервис, не имеющий никакого отношения к американской компании.
Тем не менее, есть и обратные случаи, когда суд встает на защиту прав интернет-пользователей:
В 2009-м в Германии суд после длительного разбирательства постановил, что Google должна выплатить 33-летнему немецкому бизнесмену Дэниелю Гирчу $14 тыс. за использование домена M.gmail.com, так как это является нарушением прав бизнесмена на зарегистрированный им еще в 2000 году товарный знак Gmail. Google был готов заплатить Дэниэлю 250 тысяч долларов, но сделка не состоялась. Гирч пошел на принцип из-за агрессивного поведения представителей Google, как он их объяснял сам. История о товарном знаке не закончилась выплатой компенсации, компании пришлось переименовать сервис в этой стране электронной почты из Gmail в Googlemail. То же незадолго до этого произошло и в Великобритании.
Чтобы не сталкиваться с подобными проблемами в будущем, Google подала в Европейское патентное ведомство заявку на использование GMail в качестве товарного знака на территории всего Евросоюза.
Елена Симченко. АВТ Центр
Теги: