Интеллектуальная собственность и интернет. Анализ ситуации
64% установок в России пришлось на нелицензионный софт в 2015 г. (это на 2 п. п. больше, чем в 2013 г.)
$1,34 млрд составили потери от пиратства
Источник: Международная ассоциация производителей программного обеспечения BSA
Пиратские сайты блокируются, временно и "навечно". Самая громкая история с “вечной” блокировкой интернет-ресуров разразилась вокруг сайта RuTracker.org - крупнейшего в России торрент-трекера. В декабре 2015 г. Мосгорсуд заблокировал его по требованию издательства “Эксмо” и “СБА Продакшн”. Несмотря на все усилия защитников RuTracker (в частности, общественной организации “Роскомсвобода”, подавшей апелляционную жалобу на решение суда), в январе он “умолк навечно”. Правда, уже 17 февраля премьер-министру Дмитрию Медведеву на заседании правительственного совета по кино удалось зайти на запрещенный сайт. Министр связи Николай Никифоров объяснил это “особенностями связи” на личном iPad Медведева. После заседания провайдер ВГИКа (именно там проходило заседание) все же заблокировал доступ к сайту. Однако пользователей это не останавливает: они продолжают скачивать с RuTracker фильмы, музыку и книги с помощью прокси-серверов.
Юристы утверждают: «Вечную блокировку раздач через торрент-трекеры практически невозможно осуществить с технической точки зрения, потому что одна раздача - это, фактически, десятки или сотни фрагментов от множества пользователей. Сами торрент-трекеры при этом лишь предоставляют ссылки на файл, - говорит юрист А.Кудинов, "Зуйков и Партнеры", - «Кроме того, существуют анонимайзеры, позволяющие зайти даже на заблокированный сайт. Чтобы привлечь владельца сайта к ответственности, нужно доказать, что он знает о распространении контрафактного контента с помощью ресурса. Например, в случае отказа или бездействия в ответ на обращение правообладателя».
Однако судебная практика в последние пару лет изменилась. Раньше суд считал владельца сайта непричастным к нарушению, если не было установлено, что он знал о том, что с помощью сайта скачивается нелегальный контент. Причем доказывать это должен был правообладатель. Теперь же самим ответчикам приходится доказывать в суде, что они предприняли попытки остановить нарушение. Для этого, например, на YouTube устанавливаются роботы, идентифицирующие нелегальный контент. Полностью обеспечить вечную блокировку раздач не удалось еще ни в одной стране (где есть свободный доступ к доменам других стран), однако в некоторых из них правообладатели идут по другому пути, когда смотреть и слушать официально изданные фильмы и песни становится все дешевле. Бывает, впрочем, что создатели интеллектуальной собственности собственноручно выкладывают свои произведения в общий доступ. Так поступил, например, режиссер фильма Suzy Q Мартин Колховен. В 2014 г. он обнаружил, что распространение некогда популярного фильма стало практически невозможным, потому что истек срок лицензии на песни, использованные в саундтреке. Тогда Колховен через Твиттер попросил пользователей разместить картину на шведском торрент-трекере The Pirate Bay (впоследствии был закрыт), что в скором времени и было сделано. Сам же режиссер загрузил фильм на YouTube.
Решение РСП и перспективы
В 2014 г. Российский союз правообладателей (РСП, его совет возглавляет режиссер Никита Михалков) предложил решить вопрос пиратства радикально и ввести так называемую глобальную лицензию. Суть выдвинутой РСП концепции заключалась в том, что операторы связи обязуются платить отчисления авторам, а пользователи интернета при этом за 25-30 руб. в месяц смогли бы беспрепятственно и легально скачивать любые песни, фильмы и так далее. На деле идея оказалась мертворожденной: ее раскритиковали не только интернет-компании, операторы и частично правообладатели, но и основные ведомства (за исключением Минкультуры). Например, Минэкономразвития в своем отзыве аргументировало, что предложенная РСП система предполагает введение бездоговорного управления правами в сети. Юристы, участвовавшие в публичных обсуждениях глобальной лицензии, также указывали на то, что концепция противоречит международным обязательствам России - в частности, “трехступенчатому тесту” (он устанавливает ограничение исключительного права только в особых случаях, и то - без ущерба интересов правообладателей). Кроме того, глобальная лицензия предусматривала, что деньги с пользователей будут взиматься в том числе и за то, что ему уже разрешено законом - за воспроизведение в личных целях, а иногда и по нескольку раз.
Реальный "минус" пиратства.
Зимой 2016 г. режиссер Константин Бронзит обратился к пользователям интернета с просьбой не распространять через сеть его номинированный на “Оскар” мультфильм “Мы не можем жить без космоса”. «Я в отчаянии обращаюсь к вам за помощью, - сказал режиссер, - пожалуйста, помогите спасти мой новый короткометражный фильм «Мы не можем жить без космоса». Он был украден с какого-то фестиваля, размещен в интернете и, конечно, попал на “вконтакте”! Теперь он регулярно всплывает здесь то у одного пользователя, то у другого! Это убивает мой фильм!». Он объяснил, что по правилам престижных фестивалей фильмы, попавшие в любой открытый доступ – не только в интернет, но и на телевидение, – снимаются с программы фестивалей. Впрочем, “Оскар” мультфильм Бронзита так и не получил.
И все же, российские законодатели надеются, что существующая политика приведет к 40% положительному эффекту внедрения антипиратского закона.
Теги: интеллектуальная собственность, защита интеллектуальной собственности, антипиратский закон