Новые госпошлины

06.10.2017 11:08:00

4 октября 2017 года — в Роспатенте прошел пресс-завтрак заместителя руководителя Роспатента, на котором, Любовь Кирий подробно рассказала журналистам об изменениях, которые вступают в силу с 6 октября 2017 года. Так же она ответила на вопросы по поводу размеров пошлин 2017, предоставляемых льгот и льготных категорий. Напомним, что до данного момента действовали пошлины утвержденные еще в 2011 году. 

Приводим полный текст комментария на изменения размеров пошлин и введение дифференцированных сборов за.руководителя Роспатента:

Комментарий в связи с внесением изменений в Положение о патентных пошлинах 

Заместитель руководителя Роспатента
Любовь Кирий

Изменения в Положение о патентных пошлинах предусматривают введение новых видов пошлин, повышение номинального размера отдельных пошлин в связи с инфляционными процессами, расширение категорий заявителей, которым предоставляется льгота по уплате пошлин, и видов таких льгот. 

Приложение к Положению о патентных пошлинах дополнено новыми видами пошлин за совершение юридически значимых действий, в частности, 

пошлин за экспертизу по существу по заявкам на полезную модель, за преобразование оспариваемого патента на изобретение в патент на полезную модель, за экспертизу по существу по заявкам на изобретение в случае «ускоренного» проведения информационного поиска и предоставления его результатов заявителю. 

Введение новых видов пошлин направлено на компенсацию затратных процедур по проверке патентоспособности заявленной полезной модели и выдаче надежного патента, по оценке возможности преобразования патента на изобретение в патент на полезную модель и сохранения исключительного права правообладателя. 

Введение пошлины за экспертизу заявки на изобретение по существу в случае «ускоренного» информационного поиска нацелено на дифференцированное разграничение процедуры экспертизы с учетом сроков предоставления заявителю результатов поиска. Необходимость такого разграничения продиктована интересами заявителей, связанными с зарубежным патентованием российских изобретений с сохранением даты приоритета, признанной в Российской Федерации. Гражданским кодексом установлен 7-месячный срок для направления заявителю отчета о поиске в отношении заявок, по которым ходатайство о проведении экспертизы по существу подано при подаче заявки в Роспатент и по заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата ее подачи. По остальным заявкам отчет об информационном поиске направляется заявителю до истечения 12 месяцев.

По замыслу разработчиков Гражданского кодекса данная регламентация предназначалась для целей зарубежного патентования изобретения. В случае зарубежного патентования интересы заявителя связаны с получением исключительных прав на изобретение в той или иной стране и с закреплением более ранней даты приоритета изобретения по дате подачи заявки в Роспатент. В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности право приоритета может быть реализовано заявителем в течение 12 месяцев со дня подачи заявки в Роспатент. Предоставление отчета о поиске в течение 7 месяцев дает заявителю возможность с учетом его результатов принять взвешенное решение о целесообразности зарубежного патентования изобретения и подать соответствующую заявку в установленный срок. 

С формальной точки зрения упомянутая норма Гражданского кодекса не обязывает заявителя подавать заявку на патентование изобретения в иностранном государстве. Однако на практике отсутствие эффективного механизма разграничения ситуаций приводит к необоснованному использованию процедуры «ускоренного» поиска заявителями, чьи интересы не связаны с зарубежным патентованием изобретений и реализацией права приоритета. 

Регулирование ситуации предложено посредством введения разной пошлины за экспертизу заявки на изобретение по существу: с предоставлением заявителю результатов поиска в 7-месячный срок и в случае направления отчета об информационном поиске до истечения 12 месяцев. Данное предложение направлено на стимулирование заявителей, не планирующих зарубежное патентование изобретений, к использованию стандартной процедуры экспертизы. 

При этом у заявителя сохраняется право выбора: получить результаты информационного поиска до истечения 7 месяцев при уплате пошлины большего размера, либо при уплате пошлины меньшего размера получить результаты поиска в стандартный срок, то есть в течение 12 месяцев. 

Введение дифференциации пошлины за экспертизу заявки на изобретение по существу также приведёт к снижению количества запросов, направляемых Роспатентом в связи с некачественным составлением заявки обратившимся лицом. Предполагается, что за рассмотрение заявки в более короткий срок заявителю необходимо будет заплатить пошлину в более высоком размере. По этим причинам заявитель, заинтересованный в рассмотрении своей заявки в более сжатые сроки и готовый в связи с этим уплатить пошлину в большем размере, будет более ответственно подходить к составлению заявки (во избежание затягивания рассмотрения заявки, связанного с направлением ему запросов). 

Изложенное показывает, что введение предлагаемой пошлины имеет не фискальное, а регулятивное значение, и будет способствовать соблюдению баланса интересов заявителей и оптимизации процедуры патентования изобретений.     

Другая группа изменений связана с повышением номинального размера отдельных видов пошлин. 

Изменения в основном затронули пошлины, связанные с  получением патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. 

Последние изменения в Положение о патентных пошлинах, касающиеся размеров пошлин, внесены в 2011 году и вступили в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО. В этой связи при определении новых размеров пошлин принят во внимание уровень инфляции с 2011 года, а также изменение размеров государственных пошлин в Налоговом кодексе. 

Анализировалась практика взимания пошлин за осуществление сходных процедур в государствах-членах ЕАЭС. Сумма затрат заявителей на осуществление сходных процедур, связанных с подачей заявки на изобретение, проведением экспертизы и выдачей патента, составляла 7350 руб. – в Российской Федерации; 23500 руб. – в Республике Казахстан; 24 000 руб. – в Республике Беларусь. Дисбаланс затрат на уплату пошлин создавал неравные экономические условия патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в рамках ЕАЭС. 

Положение усугублялось при сопоставлении затрат на патентование объектов патентного права в Российской Федерации с затратами на патентование в ведущих зарубежных странах. В связи с низкими пошлинами в Российской Федерации иностранные заявители получали необоснованные материальные преференции, которые компенсировались за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование услуг по предоставлению правовой охраны объектам патентного права. Новые размеры российских пошлин сопоставимы с минимальными значениями пошлин, взимаемых в государствах-членах ЕАЭС, с учетом особенностей национальных правил расчета размеров, применяемых в государствах-членах. 

Изменение размеров пошлин направлено на сближение условий получения правовой охраны на объекты патентного права в рамках ЕАЭС. Одновременно с увеличением размера пошлин введены дополнительные льготы по уплате пошлин и расширен перечень категории заявителей, имеющих право на их уплату в уменьшенном размере. Право на уплату пошлин в уменьшенном размере распространено на заявителей – юридических лиц, относящихся к государственной или муниципальной образовательной некоммерческой организации, либо научной организации, заявителей – индивидуальных предпринимателей. Перечень видов юридически значимых действий, в отношении которых предусмотрена льгота по уплате пошлин, дополнен действиями, связанными с подачей и рассмотрением заявки на полезную модель, заявки на наименование места происхождения товара. Введение новых льгот направлено на поддержку и интенсификацию регистрации указанных объектов в условиях импортозамещения. 

Следует отметить, что введение увеличенных размеров пошлин не затронет интересы льготной категории заявителей и не приведет к существенному увеличению затрат на их уплату. В отношении указанной категории заявителей введен новый понижающий коэффициент, составляющий 65-90 процентов от нового размера пошлин. При этом номинальные размеры пошлин, уплачиваемых в уменьшенном размере, практически сохранены на уровне ранее действовавших.     

В отношении пошлин, взимаемых за проведение экспертизы по существу, введён возврат 50 процентов от уплаченной суммы, если информационный поиск по заявке не проводится в силу ограничений, предусмотренных Гражданским кодексом. Изменение адекватно трудозатратам по рассмотрению заявок в случаях, когда оценка патентоспособности заявленного объекта на стадии экспертизы не проводится. Решение об отказе в выдаче патента принимается по результатам проверки формулы на том основании, что заявленный объект не относится к объектам, охраняемым патентом. 

Введена процедура возврата 50 процентов от уплаченной суммы при оспаривании действительности патентов/свидетельств, в случае принятия Роспатентом решения о прекращении производства по соответствующему возражению/заявлению. Аналогичное положение содержит Налоговый кодекс, которым предусмотрен возврат 50 процентов уплаченной суммы государственной пошлины при разрешении споров арбитражными судами, в случае заключения мирового соглашения сторонами до принятия решения арбитражными судами. 

В Налоговый кодекс введен понижающий коэффициент 0,7 для определения размера пошлин (снижение размера на 30 процентов), взимаемых за предоставление государственных услуг в электронной форме. В качестве стимулирующей меры, направленной на повышение заинтересованности заявителей в ведении дел с Роспатентом в электронной форме при обращении в Роспатент, предусмотрено снижение на 30 процентов размера взимаемых пошлин при обращении за осуществлением юридически значимых действий в электронной форме. 

Уточнен алгоритм определения размеров пошлин, взимаемых за регистрацию заявки на товарный знак, согласно которому базовый размер пошлины увеличивается на 1000 рублей за каждый класс МКТУ свыше 5, включенный заявителем в заявляемый перечень товаров и услуг. Предлагаемое изменение призвано стимулировать заявителей подавать заявки на регистрацию товарного знака в отношении товаров и услуг, планируемых к введению в гражданский оборот. Ограничение заявляемого перечня товаров и услуг в соответствии с коммерческими интересами заявителя позволит оптимизировать затраты заявителя, связанные с получением правовой охраны на товарный знак, и сократить время рассмотрения заявки. 

Предложен новый порядок взимания пошлин за каждые пять лет поддержания в силе патента на промышленный образец, выданного по заявке, для которой установлена дата подачи после 1 января 2015 года, что соответствует действующей редакции Гражданского кодекса.
Внесённые изменения позволят привлечь дополнительные поступления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

________________

С полным текстом Изменений, вы можете ознакомиться в разделе сайта: Нормативные документы

Подробные отчет об изменениях отражен в разделе Вопросы-ответы



Теги: пошлины 2017, регистрация товарного знака, патентование, патент на промышленный образец, патент на изобретение и полезную модель, защита интеллектуальной собственности

Все новости

Рейтинг