Законность доступа ФСБ России и полиции к базам данных операторов связи
25.02.2019 01:18:00
Круглосуточный удаленный доступ ФСБ России и полиции к базам данных операторов связи о фактах звонков, смс-сообщений, интернет-сессий и т.п. признан Верховным Судом Российской Федерации законным (Решение ВС РФ от 19 декабря 2018 г. № АКПИ18-1109).Административным истцом оспаривался п. 12 Правил взаимодействия операторов связи с органами ОРД (утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. № 538). Этот пункт обязывает оператора связи:
- во-первых, 3 года хранить в своей базе сведения о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных файлов своих клиентов;
- во-вторых, предоставлять ФСБ России (а иногда и МВД России) круглосуточный удаленный доступ к такой базе данных.
Оператор связи оспаривал эту норму на том основании, что она вводит обязанности, и весьма затратные, при этом являясь нормой подзаконного акта. Кроме того, она требует дать доступ к персональным данным без согласия их владельцев и без уголовного дела. А федеральные законы – о связи, о персональных данных, об ОРД, и даже Уголовно-процессуальный кодекс, – подобных обязанностей не предусматривают. Следовательно, оспариваемый подзаконный акт противоречит актам более высокой юридической силы.
Однако ВС РФ отклонил административный иск. Мотивы следующие:
пункт 1.1 ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" (далее – Закон о связи) обязывает операторов связи предоставлять ФСБ России и органам,
- осуществляющим ОРД, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей. Если эта информация необходима для выполнения возложенных на эти органы задач и в случаях, установленных федеральными законами;
- статья 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД) предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на основании судебного решения. А в некоторых случаях – и без решения суда, на основании мотивированного постановления руководителя органа ОРД, с последующим уведомлением суда;
- при этом ни в одном нормативном правовом акте не устанавливаются временные ограничения доступа к базам данных, более того, нормы Закона об ОРД дают "оперативникам" право безотлагательного проведения этих мероприятий, в том числе и в ночное время;
- что же касается дороговизны указанного бремени, то именно п. 2 ст. 64 Закона о связи обязывает операторов связи обеспечивать реализацию установленных требований к сетям и средствам связи для проведения ФСБ и МВД России нужных им мероприятий. А контролировать эту деятельность операторам связи непозволительно;
- ну а уж ссылка на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" и вовсе несостоятельна, ибо он запрещает раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия субъекта персональных данных, только если иное не предусмотрено федеральным законом.
Источник: ГАРАНТ. РУ
Теги: судебная практика, защита интеллектуальной собственности, защита персональных данных, информационная безопасность, услуги связи, ВС РФ, МВД России, ФСБ России