О внесении изменений в часть четвертую ГК РФ О географических указаниях
Одним из важнейших вопросов было обсуждение проекта федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).
Законопроект был принят в первом чтении 27 июля 2018 г., в настоящее время ведется его доработка ко второму чтению специально созданной в Государственной Думе рабочей группой. В том числе, в целях синхронизации и соотнесения норм с существующим правовым регулированием производства винодельческой продукции (Федеральный закон от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и др.).
Законопроектом предлагается ввести в Гражданский кодекс РФ новый объект интеллектуальных прав - «географическое указание», в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов. Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию. В соответствии с требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать. В качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы, золото Костромы и др. Названный проект был концептуально поддержан Советом. Отмечено, что географические указания, наряду с НМПТ охраняются действующими международными договорами в сфере интеллектуальной собственности. Правовое регулирование в отношении географических указаний вводится во многих национальных правопорядках, в том числе в ряде стран параллельно с правовой охраной НМПТ. Необходимость введения в России такого вида средств индивидуализации товаров очевидна
Вместе с тем Советом даны рекомендации по доработке отдельных положений законопроекта:
1) Стоит доработать положения о невозможности одновременного существования одинаковых географического указания (ГУ) и наименования места происхождения товара(НМПТ). И уточнить, может ли быть преобразовано НМПТ в ГУ или наоборот, установив для этого критерии.
2) Требует проработки положение законопроекта о предоставлении права объединениям лиц подавать заявки от имени всех входящих в них участников на госрегистрацию ГУ и НМПТ. В России, в отличие от ряда других стран, отсутствует возможность у объединений лиц вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Следовательно, данное положение будет распространяться только на иностранные объединения.
3) Необходимо разработать требования к заявкам на регистрацию географических указаний. Нужно конкретизировать требования к документам, представляемым при подаче такой заявки с целью подтверждения, что товары обладают необходимыми характеристиками. Кроме того, требуется введение контроля за качеством товаров, снабжаемых таким обозначением, за их соответствием требованиям предоставления охраны.
4) Представляется целесообразным сформулировать перечень оснований недействительности предоставления правовой охраны ГУ и НМПТ. Возможно, следует также включить основания для отказа в государственной регистрации НМПТ и ГУ.
5) Крайне важным представляется уточнить разграничения географических указаний с товарными знаками.
6) Необходимо соотнесение определения географического указания в законопроекте с положениями международных договоров, т.к. есть небольшие отличия. Совет в целом поддержал законопроект с учетом вышеуказанных замечаний, которые можно доработать ко второму чтению
Мы продолжаем следить за темой, и сообщать Вам самую новую информацию по вопросу проекта федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).
Теги: законодательство, защита интеллектуальной собственности