Еще раз о защите бренда

10.09.2017 13:40:00

ПОГЛОТИТЕЛИ БРЕНДОВ

Представьте ситуацию. Вы открыли свой бизнес, производите продукцию под новой торговой маркой, и делаете ее популярной. Дела идут, бизнес растет, и вдруг вам приходят "дельцы" требуют: «Этот товарный знак зарегистрировали мы, поэтому извольте ежемесячно платить нам процент за его использование». 
Именно такой ситуации посвящена статья размещенная в газете Якутия. Предлагаем ознакомиться с выдержками из статьи с комментариями специалистов по защите интеллектуальной собственности.

КАК «KYN» ЕДВА НЕ ПРОГЛОТИЛИ

В такой ситуации едва не оказался Артур Аржаков, его ООО «Ягоды Якутии» производит напитки под торговой маркой «KYN». С точки зрения бизнесмена, Артуру Никитичу были понятны мотивы тех кто позарился на его торговую марку: поднять то, что плохо лежит. Но вот чисто по-человечески было неприятно. Предприниматель говорит: «Узнал о том, что ООО «Вкусная жизнь» подала заявку на наш товарный знак в Роспатент, совершенно случайно, спасибо бдительным знакомым юристам. Надо было самому регистрировать раньше, но все было не до этого. Время и силы уходили на производство, совершенствование технологии, рецептур, решение вопросов сбыта и логистики и много чего другого. В общем, проворонил… В мае мы подали в Роспатент свою заявку. Уверен, что вскоре справедливость восторжествует.
А в случае негативного исхода мы обратимся в Палату по патентным спорам при Роспатенте, в антимонопольную службу, в арбитражный суд. У нас есть все доказательства того, что свою продукцию под этой торговой маркой изначально производили мы, и никто другой.»
На вопрос: «Общались ли Вы с оппонентами из «Вкусной жизни» по этому поводу?  — предприниматель ответил — нет, да и, признаться, нет такого желания. Сколько бы мне пришлось им отстегивать в случае, если бы они успели зарегистрировать бренд на себя? Как минимум 2–3% от оборота, точнее сказать не могу».

Словом, на примере ООО «Ягоды Якутии» наглядно видно, что защита своего товарного знака не эфемерное понятие. Возможно, это первое, что стоит сделать еще до начала производства. Понятно, что будни производственников — это работа в цехах, однако недооценивать маркетинг — чревато для развития бизнеса.
Далее  в сокращенном формате приводим часть статьи о журналистском расследовании попытки хищения брендов:

КАКАЯ ТЫ, «ВКУСНАЯ ЖИЗНЬ»?

Мы выяснили, что в сентябре прошлого года ООО «Вкусная жизнь» подало в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) сразу несколько заявок (помимо «KYN») на регистрацию товарных знаков по классу 32 — «безалкогольные напитки».
По крайней мере, один из них — «Дети Aзии» (Children of Asia), (заявка № 2016735709) — стал устоявшимся брендом Якутии. Далее следуют «Юность Азии» (заявка № 2016735710), «Сардана» (заявка № 2016735714). Также фигурируют заявки на бренды «KYT» (№ 2016736896, безалкогольные напитки) и «Дэллэй» (№ 2016735712, класс 35 — «реклама»).
По классу 43 — «гостиницы» — подана заявка на товарный знак «Полярная звезда» (№ 2016732896). Кроме того, в перечне заявок фигурируют марки «BOOM» (№ 2016715121), «bevery*s» (2015701079), но о них чуть ниже.
Как видим, знакомые и не очень бренды различных организаций Якутии, но пытается зарегистрировать их на себя ООО «Вкусная жизнь». Информация об этом находится в открытом доступе на сайте Роспатента.

Казалось бы, ООО «Вкусная жизнь» — обычное предприятие, не какая-нибудь фирма-однодневка. Работает с 2009 года, уставный капитал полмиллиона рублей. Генеральный директор — Юрий Сергеевич Соколов. Основной вид деятельности — рестораны и услуги по доставке продуктов питания. Дополнительные виды также связаны с кафе, барами, напитками и развлечениями. С другой стороны, у «Вкусной жизни» нет… офиса. По указанному в ЕГРЮЛ адресу — проспект Ленина, 8, располагается гостиница «Лена». По соседству, на пр.Ленина, 8 «а» — гостиница «Стерх» и магазин «Солнечная Туймаада». Владелец «Стерха» — ООО «Бонус», учредителем и директором которого является вышеупомянутый Ю. С. Соколов. Владелец «Солнечной Туймаады» на проспекте, а также остальных одноименных магазинов в Якутске — ООО «Тимир», в котором господин Соколов также учредитель. К чему все эти подробности? Далее станет понятно из схемы. А пока вернемся к напиткам «BOOM», «bevery*s», на торговую марку которых претендует ООО «Вкусная жизнь». Это продукция ООО «ГОСТ», а также связанных с «ГОСТ» организаций — ООО «Азбука вкуса» и ООО «Производственный комбинат № 1». Директор ООО «ГОСТ» — Алексей Игоревич Ромашов. К слову, он же — исполнительный директор в ООО «Бонус».

На просьбу прояснить ситуацию с «BOOM» и «bevery*s» и вообще имеет ли претензии «ГОСТ» ко «Вкусной жизни», господин Ромашов лаконично ответил по телефону: «Я в «ГОСТе» не работаю, до свиданья».
Многодневные попытки встретиться с Юрием Соколовым ни к чему не привели. Одни работники его никогда в глаза не видели, как, например, в «Стерхе» и «Солнечной Туймааде», другие попросту не знали, кто у них босс. Когда же с ним удалось поговорить по телефону, Юрий Сергеевич, услышав суть вопроса, сказал следующее: «Сам я никакие заявки не подавал, это делали подчиненные. По моему указанию… А вы не могли бы мне перезвонить?»
В дальнейшем гендиректор «Вкусной жизни» на звонки не отвечал.
Итак, на первый взгляд ООО «ГОСТ» и ООО «Вкусная жизнь» по выпискам ЕГРЮЛ ничего общего между собой не имеют. Но при детальном рассмотрении возникает связь — через ООО «Тимир», в котором учредителем является Юрий Соколов. В свою очередь у «Тимир» и «ГОСТ», как еще у нескольких связанных между собой компаний, один юридический адрес — Ф. Попова, 8. Здание бывшего ООО ТПП «Агротэкс».

«ГОСТ» — НЕ ТАК ПРОСТ

Понятно, что многие предприниматели дробят свой бизнес для удобства ведения дел и для «оптимизации» налогов. И раз между «ГОСТом» и «Вкусной жизнью» нет спора по товарным знакам, то, вероятно, они партнеры.
Исходя из этого предположим, что «ГОСТ», наряду со своими «BOOM» и «bevery*s», производил бы напитки под торговыми марками «Дети Азии», «Юность Азии», «KYT» и т. д., как свои собственные, получая доходы. А «Вкусная жизнь», правообладатель вышеперечисленных торговых марок, стригла бы проценты за их использование с первоначальных владельцев, прошляпивших регистрацию в Роспатенте. Кто же так ловко придумал: делать деньги на чужих брендах, в том числе и на всемирно известном, в раскрутку которого Якутия десятилетиями вкладывала миллионы рублей?
Между тем ООО «ГОСТ» не такое простое предприятие, как ООО «Вкусная жизнь». Его учредителем с размером доли 99% является ООО «Стейк Хаус» (Москва), а у последнего учредителем на 99% является компания «Gold Assets Ltd», зарегистрированная в Республике Маршалловы острова. Оффшор на тихоокеанских атоллах.

Где Якутия и где оффшоры? Как оказалось, рядом.

К слову, 1% от уставной доли ООО «ГОСТ» принадлежит самому обществу, гендиректором которого, как уже упоминалось, является А. И. Ромашов. Он же один из пяти учредителей ЯРО «Фонд содействия воспитания и формирования патриотизма и любви к родному краю «Русский север». Президентом «Русского севера» и также одним из пяти учредителей-физлиц является депутат Госсобрания (Ил Тумэн) Юрий Григорьев, экс-гендиректор ООО ТПП «Агротэкс», возглавляющий ныне свое юридическое агентство «Новация».
Между тем перечисленные выше заявки ООО «Вкусная жизнь» на товарные знаки находятся на стадии рассмотрения. Из них оспаривается только «KYN». А как же остальные? Будем надеяться, что после этой публикации они примут меры к защите своих брендов.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

К сожалению, у нас в стране распространена негативная практика присвоения. Представим, что ООО «Вкусная жизнь» уже зарегистрировало на себя все эти бренды. С этого момента она вправе, в силу законодательства о защите интеллектуальной собственности, запретить использование «своих» товарных знаков либо обязать те предприятия, которые уже производят напитки, платить за их использование, при этом параллельно выпуская свою «зарегистрированную» продукцию.

Зарегистрированный товарный знак — это собственность, такой же актив, как и другое имущество, которое можно сдать в аренду, продать, отдать в залог. Регистрация товарных знаков имеет много нюансов. Как вышло с «Дети Азии»: вроде все зарегистрировано, а бренд для напитка — нет. Из этого следует, что уже в начале деятельности надо смотреть на годы вперед.
С одной стороны, «кто успел, тот и съел». С другой — если ваш товарный знак «украли», то надо бороться, доказывая свою правоту!

Полный текст статьи доступен на  сайте интернет-газеты Якутия 

Теги: защита интеллектуальной собственности, бренд, торговая марка, торговый знак

Все новости

Рейтинг