Изменения в антипиратском законе
С первого мая 2015 года, вступили в силу поправки "антпиратского закона", закрепленные Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. №364-ФЗ. Так, порядок ограничения доступа к информации, размещенной в Интернете с нарушением исключительных прав, помимо фильмов, стал распространяться на все иные объекты авторских и смежных прав (музыку, книги, программное обеспечение и т. п.). Исключение предусмотрено только для фотографических произведений.
Кроме того, уточнен механизм блокировки оператором связи нелегального контента. Согласно закону, оператор связи обязан ограничивать доступ только к незаконно размещенной информации, а в случае отсутствия у него технической возможности для этого – ко всему информационному ресурсу.
Также заработал порядок внесудебного урегулирования ситуаций, связанных с нарушением авторских и смежных прав в Интернете. Речь идет о возможности обращения правообладателя с соответствующим заявлением к владельцу сайта, на котором размещена информация, нарушающая его права. На интернет-ресурсе должна быть размещена необходимая для направления такого заявления информация (наименование, место нахождения, адрес электронной почты). В свою очередь, владелец сайта обязан в течение суток с момента получения заявления удалить нарушающую авторские права информацию, если не подтвердит правомерность ее размещения.
Таблица 1. Процедура ограничения доступа к информации,
размещенной с нарушением исключительных прав
(ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации")
Этап |
Действие (до 30 апреля 2015 года) |
Действие (с 1 мая 2015 года) |
Срок совершения |
---|---|---|---|
Единичное нарушение |
|||
1. |
Правообладатель на основании вступившего в законную силу судебного акта обращается в Роскомнадзор с заявлением об ограничении доступа к сайту, распространяющему объекты авторских прав или информацию, необходимую для их получения |
Не ограничен |
|
2. |
Роскомнадзор:
|
Три рабочих дня с момента получения заявления от правообладателя |
|
|
|
||
3. |
Провайдер хостинга должен уведомить владельца интернет-ресурса о необходимости удалить информацию |
Провайдер хостинга должен уведомить владельца интернет-ресурса о необходимости ограничить доступ к информации |
Один рабочий день с момента получения уведомления от Роскомнадзора |
4. |
Владелец интернет-ресурса должен удалить информацию |
Владелец интернет-ресурса должен удалить информацию или ограничить доступ к ней |
Один рабочий день с момента получения уведомления от провайдера хостинга |
5. |
Если владелец сайта не принимает необходимых мер, провайдер хостинга обязан ограничить доступ к интернет-ресурсу |
Три рабочих дня с момента получения уведомления от Роскомнадзора |
|
6. |
При непринятии необходимых мер провайдером хостинга оператор связи получает от Роскомнадзора информацию, необходимую для ограничения доступа к сайту |
Не ограничен |
|
7. |
Оператор связи обязан ограничить доступ к интернет-ресурсу |
Оператор связи обязан ограничить доступ к незаконно размещенной информации, а при отсутствии технической возможности ограничить доступ к такой информации – ограничить доступ к такому интернет-ресурсу |
Одни сутки с момента получения информации о сайте-нарушителе |
Повторное нарушение |
|||
8. |
Не предусматривается |
Сайт, который неоднократно (два раза и более) разместил нарушающий исключительные права контент, может быть заблокирован на постоянной основе. Для этого:
|
Один день с момента получения информации о судебном решении |
|
Один день с момента получения уведомления |
Два прошедших месяца, не прояснили картину, и по прежнему актуальны вопросы возможных трудностей при реализации данного закона.
Возможные проблемы при реализации новых требований
Вот несколько основных трудностей, которые могут возникнуть при реализации положений Закона № 364-ФЗ.
1 Увеличение нагрузки на суд. Сегодня Мосгорсуд – единственный в России суд, который может принимать обеспечительные меры до подачи правообладателем искового заявления по существу спора (ст. 144.1 ГПК РФ).
2 Перспектива глобальной блокировки сайта, т.е. не только за наличие неправомерно размещенного контента, но и за наличие информации, необходимой для его получения (гиперссылки, репосты и т. д.). "Социальные сети сегодня позволяют поделиться любым понравившимся контентом с другими пользователями (перепостить, ретвитнуть, отправить по E-mail другу и т. д.), что также может быть рассмотрено законом в качестве нарушения авторского права, а следовательно, явиться причиной блокировки сайта с многомиллионной аудиторией", при этом контролировать весь поток гиперссылок и контента, размещаемых на сайте, особенно на крупном интернет-ресурсе, практически невозможно. И в результате вместо оказания помощи в защите прав Закон № 364-ФЗ может серьезно ударить по целому ряду крупных сетевых ресурсов, таких как: Википедия, БД поисковых сервисов, агрегаторы, социальные сетей Twitter, Facebook, Google+, Вконтакте, Однакласники и других крупных источников информации.
3 Организационные сложности. Среди них можно выделить достаточно короткие сроки для ограничения доступа к информации провайдером хостинга, владельцем сайта или оператором связи (как было указано выше, этот срок составляет 24 часа). Кроме того, по-прежнему не конкретизирован порядок действий в тех случаях, когда оператором связи и хостинг-провайдером являются иностранные лица, которые не знакомы с российским законодательством и поэтому могут не понимать содержание полученного от Роскомнадзора уведомления. Если российский сайт размещен на зарубежном хостинге, то формально провайдер и оператор связи должны подчиняться российскому законодательству. Незнание этими лицами российских законов и (или) нежелание их соблюдать, а также отсутствие регламентированного порядка действий Роскомнадзора в таких случаях могут создать препятствие для реализации предусмотренного законом требования. Кстати, данный пробел, в свою очередь, может также повлечь за собой злоупотребления со стороны владельцев интернет-ресурсов, которые, воспользовавшись существующим пробелом в законодательстве, решат перенести свои сайты на иностранные хосты.
4 Возможность блокировки законопослушных ресурсов. т.е. даже тех интернет-ресурсов, на которых не были незаконно размещены произведения авторского и (или) смежного права. Это связано с тем, что часто на одном блокируемом IP-адресе наряду с сайтом-нарушителем может находиться сразу несколько других сайтов. Сайт может быть заблокирован различными способами, и один из наиболее эффективных– блокировка по IP-адресу.
Как будут решены все эти проблемы и насколько широко будут применяться положения Закона № 364-ФЗ, по прежнему не ясно. Рекомендовать можно только одно — создавать новые ресурсы с учетом вышеперечисленных требований.
Теги: антипиратский закон